Путь постижения Тайцзи (теория и практика).


Метод тайцзи-цюань очень конкретный и должен подходить каждому индивидуально. И каждый индивидуально должен решить для себя вопрос о смысле, цели и методе занятий.

Материалы из книги А.В.Середнякова «Внутренний свет тайцзи-цюань».


Андрей Середняков. Внутренний свет тайцзи-цюань.

Андрей Середняков «Внутренний свет тайцзи-цюань»
(]]>IARI]]>)

Смысл занятий тайцзи-цюань двойственный. С одной стороны – это боевое искусство (цюань), с другой – это метод постоянного внутреннего движения к высшему состоянию единства – к Великому Пределу (Тайцзи).

Заниматься тайцзи-цюань сразу как боевым искусством можно, но малоэффективно для тех, кто хочет скорее прийти к эффективным спаррингам. Слишком долог переход от тонких состояний созерцания движения и порождающих его причин к плотному усилию, необходимому в борьбе. Заниматься тайцзи-цюань только как боевым искусством, то есть изучать формы Тайцзи лишь как боевые приемы, можно, но нельзя уловить разницу между тайцзи-цюань и другими видами борьбы и, следовательно, не приблизиться к уровню эффективности, демонстрируемому лучшими Мастерами тайцзи-цюань.

С другой стороны, методы тренировок связаны с постоянным изучением идей, лежащих в основе порождения состояний покоя и движения, принципов и приемов движения и передачи энергии, которые являются общими в Природе. Поэтому постижение динамики своего тела и собственной энергии, своего рода Микрокосмоса, становится началом постижения динамики Тела Вселенной и ее энергетических потоков, Макрокосмоса.

Тогда тайцзи-цюань, как философская система, становится надежным методом познания, набором ключей к тайнам Природы. И тогда боевой аспект изучения тайцзи-цюань приобретает новое звучание. Движения в индивидуальной и парной работе наполняются мощью и невиданной силой.

Особенности тайцзи-цюань.

Главная особенность тайцзи-цюань в создании условий для возникновения потоков тонкого усилия, потоков энергии, животворящих тело и питающих ум, и постепенного уплотнения этих потоков.

Постепенно энергии становится больше, тело становится подобным полному сосуду, где со временем происходит кристаллизация энергии. Проработка сухожильно-связочных структур приводит к возникновению целостной плотной внутренней структуры, вдоль которой может быть направлен энергетический поток. Происходит соединение тонкого и плотного, мягкого и жесткого, и возникает состояние, называемое мастерами «Иголка в вате» - все тело мягкое, но способно создать жесткое направленное усилие.

Поскольку состояние свободного течения потоков энергий сквозь тело во всех стойках и движениях – необходимое условие и признак продвижения в тайцзи-цюань, занятия начинаются с упражнений, изменяющих восприятие своего тела и самого себя в целом.

Изменение себя, стремление к совершенству – одна из сильных положительных мотиваций выбора этой практики. Без работы в указанном направлении не постигнуть Тайцзи.

Возможно, тут вопрос веры: есть ли смысл тратить жизнь на изменение себя или это иллюзия, не стоящая внимания и времени? На этот вопрос отвечают утвердительно и занимаются тайцзи-цюань те, кто в своем сердце находит достаточно чистоты и света и для кого стремление изменить себя в соответствии с эволюционным потоком естественно, как дыхание. Для них тайцзи-цюань, как система совершенствования личных качеств, становится не только надежным методом, но и основой жизненного пути.

С другой стороны, методы тренировок связаны с постоянным изучением идей, лежащих в основе порождения состояний покоя и движения, принципов и приемов движения и передачи энергии. Эти приемы и принципы общие в Природе, поэтому постижение динамики своего тела и собственной энергии, своего рода Микрокосмоса, становится началом постижения динамики Тела Вселенной и ее энергетических потоков, Макрокосмоса. Тогда тайцзи-цюань, как философская система, становится надежным методом познания, набором ключей к тайнам Природы.

Наконец, эта система тренировки тела и ума создавалась и культивировалась столетиями как система реального боя, и, возможно, вам удастся подняться до вершин, на которых соединяются все стороны и грани одного и того же тайцзи-цюань.


Уровни тренировок в тайцзи-цюань и основополагающие понятия.

Изменить обычный тип внешнего грубого мышечного усилия – первая и самая важная задача практикующего Тайцзи. На ее решение может уйти от года до нескольких лет занятий.

Надо понять, как стоять, делать простые, а потом сложные движения без внешнего усилия (Ли), мягко, но с наполнением внутренней силой (Цзин). Через некоторое время после начала тренировок появляется поток внутренней энергии (Ци). Он животворит тело и оживляет и проясняет ум. С этого момента занятия приобретают особую глубину и интерес.

На следующих этапах тренировки сознание становится глубже и тоньше, и человек все ближе приходит к пониманию света своей внутренней сущности и ощущению мощи своей внутренней природы. Это понимание и знание дает ключи к еще большей энергии, которая в процессе занятий конденсируется, меняя состояние связок и сухожилий, то есть инициирует действие других необычных силовых механизмов.

На высочайших уровнях мастерства внешне расслабленный человек без видимого усилия совершает действия впечатляющей эффективности.

Тайна тренировки Цзин и накопления Ци начинается с объяснений, как стоять, как правильно выстроить тело. Или как создать и, в терминах внутренних стилей, «укоренить» силу.

Дальнейшая работа производится на трех уровнях – уровне тела, энергии (чувств), духа (мысли и сознания).


На уровне тела происходит тренировка управления внутренними усилиями; усилиями, порожденными растяжением и скручиванием связок и сухожилий, сокращением гладкой мускулатуры тела. При этом внешние мышцы должны находиться в мягком, «распущенном» состоянии.

В результате использования такого типа усилий вырабатывается состояние, в котором воспринимается субстанция, называемая Цзин. Цзин ощущается словно внутренняя сила, потенция, возникающая как результат единства совершенства всей костно-связочной структуры тела и полноты воспроизводящей силы человека. Цзин является основой жизненных сил организма. Этот вид усилий и энергии связывается с поясницей и нижней частью тела.


На уровне энергии изучение тайцзи-цюань связано с ощущением потока вибраций, пронизывающего тело во всех направлениях и закручивающегося вокруг центров в специальных позициях (формах стоек) и движениях.

Собственно энергия любой системы есть способность этой системы совершать работу. Полнота энергии человека как целого, как единства физического и психического начал может восприниматься как вдохновение или ясность – на уровне ума; способность радоваться общению – на уровне сердца; или желания действовать – на уровне тела. В любом случае это положительное состояние, приносящее радость.

Ци (вибрации энергии) пронизывают все пространства, где присутствует жизнь. Существуют Ци неба и земли, рек, гор, деревьев и т.п., а также Ци человека или частей его тела и внутренних органов. Каждая часть тела, каждый внутренний орган могут воспринимать вибрации энергии пространства, следовательно, они могут быть осмыслены как резонансные объемы вибраций той или иной частоты. В таком смысле мы говорим об органах или частях тела как о сосудах энергии, а о сухожильно-связочных линиях тела, связующих его в единое целое, - как об энергетических каналах.

Помимо способности настраиваться на восприятие вибраций внешней энергии, организм обладает собственной энергией, полученной в наследство от родителей и всех предков. В энергетических сосудах и каналах тела происходит усвоение внешней энергии за счет ее соединения и перемешивания с энергией внутренней.

Взаимодействие собственной внутренней и внешней пространственной энергии может быть управляемо и направлено в сторону повышения гармонического развития человека и его творческого потенциала.

Новичка в тайцзи-цюань можно сравнить с ребенком, делающим первые шаги. И тот, и другой быстрее научатся стоять и действовать, вырастут сильными и счастливыми, если их воспитывают в потоке положительных вибраций. Поэтому важны положительное настроение и внешние условия, в которых проходят занятия.

Итак, поток энергии может быть создан и направлен по собственной воле под управлением и контролем собранного внимания. Тренировка внимания происходит естественно с совершенствованием всех телесных и энергетических техник. Собранное внимание – такой же необходимый результат и условие совершенствования в тайцзи-цюань, как и контроль внутренних и внешних энергетических потоков.

Действие, сочетаемое с концентрацией внимания и потоком энергии, приносит гораздо больше результатов и удовлетворения. Когда мысль, энергия и тело соединятся в едином действии, человек становится целым, то есть исцеленным.

Очень важен энергетический аспект тренировки. Он составляет одну из главных частей занятий Тайцзи. Даже оценка результатов и уровня техники Тайцзи происходит на основе анализа энергетики человека.

Например, никто не может всерьез критиковать технику человека, создающего в упражнениях мощный поток энергии. Наоборот, внешне красивая форма движений в низких стойках, но без потока энергии, блокируемого напряженными мышцами, является только имитацией тайцзи-цюань.

Реально ясное восприятие Ци возможно в состоянии глубокого расслабления. Мы чувствуем Ци, когда расслаблены. Почувствовать Ци – значит расслабиться. Расслабиться – значит восстановить энергетический потенциал. Мягкость действий и состояний – это еще один отличительный признак и необходимое условие развития в тайцзи-цюань.

Активность, порождающая и усиливающая поток Ци, и энергетическое поле человека ассоциируются с центральными областями тела.


Все внешние и многие внутренние действия в тайцзи-цюань происходят под контролем и управлением сознания. Занимаясь разнообразными упражнениями под контролем сознания, мы осуществляем естественную тренировку ума. Постепенно степень осознанности углубляется и расширяется.

Например, новичку может быть трудно осознавать и синхронизировать движения отдельных частей тела. Попытки выявления потоков внутренних усилий и синхронизации их с потоками энергии и сознания вызывают сначала нервное, а потом физическое напряжение. На продвинутом уровне все суставные группы управляются осознанно, естественно и легко. Различные внутренние усилия и энергии синхронизированы с движениями тела и управляются сознанием, одновременно осознается выполнение других принципов тайцзи-цюань и воспринимается окружающее пространство.

Движущееся во внешнем и внутреннем пространстве сознание воспринимается как единая субстанция. Она имеет свое название – Шэнь и связана с головой и верхней частью тела.

Постепенно способность наблюдать внешние и внутренние движения как движения субстанции Шэнь усиливается. Энергия наблюдения меняется количественно и качественно – пространство высвечивается более явно и ясно. Развивается ясность ума, или свет сознания.


Стадии изучения тайцзи-цюань.

Начиная заниматься, лучше иметь в виду не только дальнюю, но и ближайшую перспективу.

Основные навыки, постепенное проявление которых знаменует развитие Вашего тайцзи-цюань с самого начала занятий:


Далее происходит углубление понимания и навыков (те же самые упражнения):


На выполнение этой программы обычно уходит от 2 до 5 лет, это зависит от ряда обстоятельств, в том числе от уровня квалификации инструктора, передающего Вам систему, и, конечно, от разумной интенсивности занятий. Очень полезно вести дневник – записывать свои впечатления от занятий в группе и самостоятельных занятий. Возможно, Вы заметите – при записывании возникают новые неожиданные связи и ассоциации и в Вашей памяти гораздо больше сведений, чем Вы думаете. Вы как бы творите свою собственную теорию Великого Предела и индивидуальную систему занятий. Кто знает, может быть, лет через 10-15 они будут востребованы Вашими учениками.

Для того чтобы более полно увидеть перспективу развития в тайцзи-цюань, как ее понимают в школе Чэнь, полезно ]]>почитать материал «Этапы и способы тренировки в стиле Чэнь тайцзи-цюань», изложенный представителем 19-го поколения семьи Чэнь - Чэнь Чжэнлэем в книге «Тайцзи-цюань, стиль Чэнь».]]>


Тайцзи-цюань Чэньши Санкт-Петербург. Приглашаю на занятия.

Занятия основной группы проходят по понедельникам и четвергам
с 19:00 до 21:00.
Записься в группу можно
по телефону +7 911 9981106 +7 952 3788015
или по эл.почте: dashi@taijiquan-spb.ru

Тайцзи-цюань стиль Чэнь. Тренировки тайцзи в СПб. Инструктор - Антон Скурихин. Линия передачи Гранд-мастера Чэнь Сяована. Практика тай чи основана на раскрепощении, релаксации и свободе от любого напряжения и неестественности. Тайцзи доступно человеку любого возраста и физических возможностей без ограничений. Присоединиться к группе и начать заниматься можно в любой момент.
]]>
]]>
]]>
]]>