Мастера тайцзи-цюань семьи Чэнь.


ФЕДЕРАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО УШУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Семья Чэнь считается исторически наиболее древней и стоящей у истоков развития искусства Тайцзи


Изучение искусства тайцзи по семейной, традиционной линии передачи имеет особое значение для полноты достигаемого эффекта, так как в этом случае не упрощается, не выхолащивается, не ужимается в целях спортивного и коммерческого использования с течением времени, а содержит во всей полноте свои аспекты. Именно полнота понимания всех аспектов дает максимальный эффект для оздоровления, усиления энергетики и ее грамотного использования, саморазвития, самодостаточности, сбалансированности, лучшего понимания себя и Вселенной, и радости этого постижения.

Чэнь Бо // Chen Bo (род. в 1368 г.) 1-е поколение

Истоки развития тайцзи-цюань в той форме, которая существует и по сей день, связывают с легендарным основателем Чэнь Бо (родился в 1368 г. в Цзэчжоуцин ныне Пучэн провинции Шанси, Китай), выдающимся практиком и мастером боевых искусств.

Все сведения об истории Семьи до 1711 года сохранились лишь в устных преданиях, письменных свидетельств не сохранилось, и значительная часть сведений о людях, делах, событиях, связанных с изучением воинского искусства, оказалась утраченной. Лишь к 1711 году представитель 10-го поколения – Чэнь Гэн, установил мемориальный камень в честь основателя рода, на котором была высечена краткая история жизни и деятельности Чэнь Бо.

Известно, что в 1374 году семья Чэнь переехала в провинцию Хэнань – в место, которое сегодня называется Чэньцзягоу, что в переводе с китайского означает «овраг семьи Чэнь».

Чэнь Бо хорошо владел искусством кулачного боя и фехтования оружием, с которых пошло развитие тайцзи-цюань Семьи, известного в настоящее время. Он отличался добрым и отзывчивым нравом, чем снискал любовь и уважение соседей. Чэнь Бо неоднократно менял место жительства, однако, после переезда в Вэньсянь, решил прочно обосноваться на этой земле и заложить основы семейного очага. До шестого поколения семья Чэнь жила еще «под одной крышей», крепла и процветала. К седьмому поколению образовалось уже несколько семейных хозяйств. Для защиты родных мест и обеспечения спокойствия во всем районе было создано общество, в котором молодое поколение обучалось боевому искусству.

Деревня Чэньцзягоу расположена на горном перевале Цинфэнлин к востоку от уездного города Вэньсянь. В те далекие времена место, где находилась эта деревня, называлось Чанъянцунь. По преданию, деревню пересекал глубокий овраг, и по мере усиления влияния семейства Чэнь в этих краях, название «овраг семьи Чэнь» за этими местами закрепилось.



Данные о представителях Семьи со 2-го по 8-е поколений не сохранились в письменных исторических хрониках.
Семейная хроника, в которой письменно зафиксировано историческое развитие тайцзи-цюань Чэнь, дает описание событий и людей, начиная лишь с 9-го колена.


Чэнь Вантин // Chen Wanting (1600-1680) 9-е поколение

Тогда главой Рода являлся Чэнь Вантин. Он был очень известным мастером цюаньшу (искусство кулачного боя). Был популярен как борец с бандитами и грабителями, которые досаждали торговым караванам в то время. Помимо высокого мастерства в боевых искусствах, он также был выдающимся общественным деятелем. Рассказы о его необычном искусстве передавались из поколения в поколение. Говорили, что он «днем совершенствует свое боевое мастерство, а ночью изучает китайскую литературу и право».

Родился в Чэньцзягоу. С малых лет он изучал гражданские науки и практиковался в воинских искусствах, преемствовал технику своих предков.

Чэнь Вантин был образованным человеком, что позволило ему систематизировать знания по искусству поединка в стройную систему, которая впоследствии и получила название тайцзи-цюань.

Чэнь Вантин усовершенствовал древнее боевое искусство, передаваемое из поколения в поколение внутри семьи, обогатил его познаниями, полученными из теоретических работ Ван Цзунъюэ, трактата «Новая книга записей о достижениях в воинском деле. Трактат о кулачном искусстве в 33 позициях» генерала Ци Цзигуана, изученными в армии методами боя. Увязал это с даосскими методами саморегуляции даоинь («вскармливание внутренней силы»), знаниями китайской медицины, акупунктуры, туна (дыхательных техник) и учений об энергетических каналах тела из медицинского трактата «Хуантин цзин».

Он создал пять комплексов тайцзи-цюань, пять комплексов ударов (у тао чуй), «18 способов алмазного захвата», «108 действий чанцюань» (чанцюань – длинный кулак), тринадцать форм (шисань ши), пушечные удары (пао чуй), комплексы с оружием (копье, широкий меч, прямой меч, шест, шпага, четырехгранный хлыст и др.), уникальные методы «толкающих рук» (туйшоу) и «приклеивающихся копий» (чжаньцян). Его спарринговые комплексы отличались совершенно новым, уникальным стилем, впервые им разработанным.

Чэнь Вантин соединил действия рук, корпуса, глаз и шаги с саморегуляцией и энергетическими трансформациями. Соединил теорию и практику ведения боя с философскими и медицинскими аспектами. Его искусство подразумевает единство сознания, дыхания и движения (действия), таким образом, гармоничного единства внутреннего настроя и внешних проявлений. Все это дало мощный толчок дальнейшему развитию теории боевых искусств и осмыслению их внутренней составляющей, о которой обычно не говорили.



Вплоть до начала XIX века тайцзи-цюань семьи Чэнь был связан с изучением системы, разработанной Чэнь Вантином.

Знания и практика передавались последовательно, постепенно оттачиваясь и укрепляясь в осознании и применении:

- Чэнь Жусинь (Chen Ruxin) 10-е поколение
- Чэнь Дакунь (Chen Dakun) 11-е поколение
- Чэнь Шантунь (Chen Shantong) 12-е поколение
- Чэнь Бинван (Chen Bingwang) 13-е поколение

И , наконец, к 14-му поколению пришло время нового расширения и обогащения традиций и практики тайцзи-цюань Чэньши.


Чэнь Чансин // Chen Changxing (1771 - 1853) 14-е поколение

Чэнь Чансин (второе имя Чэнь Юнтин) был выдающимся Мастером тайцзи-цюань. За строгую приверженность к классическим семейным традициям современники называли его «господин Таблица предков». Он творчески переработал и обобщил традиционные комплексы «Лао цзя», которые существуют по сей день. Это позволило адаптировать практику к более массовому применению.

Чэнь Чансин написал несколько трудов по тайцзи-цюань: «Десять основных суждений о тайцзи-цюань», «Рассуждения об использовании оружия в тайцзи-цюань», «Боевой аспект в тайцзи-цюань» и др.

Чэнь Чансин был профессиональным телохранителем. Работая охранником, он снискал широкую известность в кругах практикующих воинские искусства. Исключительным случаем в истории традиции тайцзи семьи Чэнь стало появление у Чэнь Чансина ученика - не члена семьи. До сих пор к изучению стиля таковые не допускались.

Вот, только лишь в этом месте - в начале XIX века - в истории развития тайцзи-цюань появляется стиль Ян. Его основателем стал ученик Чэнь Чансина - Ян Лучань, который для своих учеников (представителей аристократических семей Пекина) разработал облегченные позы с более высокими стойками. К середине XX века при 4-м преемнике стиля Ян (Ву Цзяньцюане) образовалось еще одно ответвление - тайцзи-цюань семьи Ву. Благодаря популяризации семейной традиции и появлению учеников из других фамилий, в начале XIX века появились еще ответвления тайцзи-цюань - стиль Хэ (основатель Хэ Чжаоюань), стиль У (У Юйсян), стиль Сунь (Сунь Лутан).

А мы с вами изучаем тайцзи-цюань семьи Чэнь по Прямой Линии Передачи.

Постепенно и последовательно история тайцзи-цюань Чэньши выходит за пределы Чэньцзягоу. Огромный вклад в дело развития и пропаганды тайцзи-цюань Семьи внесли представитель последующих поколений.



Усилиями двух последующих поколений шел новый «стабилизационный» этап в развитии тайцзи-цюань семьи Чэнь. Знания и практика осваивались и бережно передавались по традиционной «ортодоксальной» линии:

- Чэнь Гэнюнь (Chen Gengyun) 15-е поколение
- Чэнь Яньси (Chen Yanxi) 16-е поколение


Чэнь Факэ // Chen Fake (1887 - 1957) 17-е поколение

Чэнь Факэ (второе имя Чэнь Фушэн) - правнук Чэнь Чансина - выдающийся мастер своего времени. Он был главой школы тайцзи семьи Чэнь в первой половине XX века.

Благодаря строгому контролю семьи и своему прилежанию Чэнь Факэ стал признанным мастером уже в семнадцать лет. А в 1928 году его, как представителя тайцзи-цюань семьи Чэнь, пригласили преподавать в Пекин. Он уехал из Чэньцзягоу и начал распространять традиционный стиль Семьи в Пекине и Наньцзине.

Свою систему он строил на принципах смены и гармоничного взаимодействия мягкости и жесткости, легкости и укорененности, быстроты и вязкости, присущих исконному стилю. А также на сочетании приемов, предусматривающих захваты, толчки, отклонения, броски, подсечки и удары. Чэнь Факэ снискал широкую известность как большой мастер в применении воинского искусства.

Он в совершенстве владел техникой, хорошо разбирался в людях, умел мастерски распознавать психологию противника и искусно применять эти знания в реальных поединках. Соперники обычно не успевали сообразить, как оказывались поверженными.

Чэнь Факэ обладал высокой воинской этикой, доблестью и великодушием. Он всегда с радушием принимал людей, пришедших его испытать. Очень много мастеров в Пекине испытывали его технику, и не было таких, кто остался недоволен уровнем его мастерства и высокими моральными качествами. Столичные мастера говорили, что он великий учитель и дали прозвище «Первый в тайцзи». И в знак большого уважения подарили на память серебряный щит.

У него было много учеников и последователей, среди них: Шэнь Цзячжэнь, Гу Лусинь, Хун Цзюньшэн, Тянь Сючэнь, Лэй Муни, Фэн Чжицян, Ли Цзинъу, Сяо Цинлин и др. Многие его ученики до сих пор живы.

Сыновья его - Чэнь Чжаосю (отец Чэнь Сяована) и Чэнь Чжаокуй - великолепно владели искусством тайцзи-цюань. Его дочь - Чэнь Юйся - также занималась семейным стилем.

Чэнь Чжаосю (1912 - 1960) являлся большим мастером в туйшоу. Судьба его трагична, но этот вопрос остается в ведении лишь самых близких ему людей.


Чэнь Чжаокуй// Chen Zhaokui (1928 - 1981) 18-е поколение

Он с малых лет изучал старинную семейную технику и обладал высочайшим мастерством. После смерти отца в 1957 году именно Чэнь Чжаокуй продолжил его дело и с 1960 по 1981 годы преподавал тайцзи-цюань в Пекине, а также - Шанхае, Наньцзине, Ханчжоу, Шицзячжуане, Цзяоцзо и других местах.

Чэнь Чжаокуй - младший сын Чэнь Факэ - начал перенимать семейное искусство в возрасте восьми лет.

Отец любил его и всегда держал подле себя. Чэнь Факэ с детства обучал младшего сына традиционной семейной технике в низких стойках (старинный тайцзи-цюань семьи разделяется на три уровня - в высоких, средних и низких стойках). Движения комплекса в низких стояках детально разработаны, очень трудны в исполнении и не преподавались, обычно, вне семьи. Отец установил ему норму выполнения комплекса - 20 раз в день.

Чэнь Чжаокуй глубоко постиг сокровенную суть тайцзи-цюань. С молодых лет он уже был очень искусным и выдающимся мастером. Он имел много учеников и внес огромный вклад в деле распространения и популяризации тайцзи-цюань семьи Чэнь. Избранный круг его наиболее близких учеников стал постепенно распространять и корневую традиционную форму «83 позы Чэнь Чансина старой формы тайцзи-цюань семьи Чэнь».

Преподавая в Пекине семейное искусство тайцзи, Чэнь Чжаокуй стал знаменит как один из первых исполнителей формы «Синь цзя». В 1973 году он привез эту форму в Чэньцзягоу и начал преподавать ее подрастающему поколению.

Чэнь Чжаокуй был великим мастером носителем секретов традиционной ортодоксальной старой формы семьи Чэнь. В его исполнении она выглядела мягкой и текучей с внезапными взрывными выбросами силы. Он так владел техникой цинна (искусством заломов и захватов), что люди едва касались его, как тут же становились беспомощными. Он владел большими познаниями в теории боевых искусств и, особенно в последние 10 лет своей жизни, трудился изо всех сил и внес огромный вклад в дело развития и распространения теории и практики тайцзи-цюань семьи Чэнь. Им написано несколько книг по изучению комплексов тайцзи-цюань Чэньши.

Преемниками и последователями Чэнь Чжаокуя стали: Ма Хун, Вань Вэньдэ, Ян Вэньху, Чэнь Баочжэнь, Чжан Чжицзюань, Чэнь Юй, Чэнь Чжэнлэй и Чэнь Сяован.

Также представителем 18-го поколения, оставившим след в развитии и популяризации тайцзи-цюань Семьи является Чэнь Чжаопи.


Чэнь Чжаопи// Chen Zhaopi (1893 - 1972) 18-е поколение

Чэнь Чжаопи (второе имя Чэнь Цзифу) - родной племянник Чэнь Факэ - в 1914 году покинул родовую деревню Чэньцзягоу и преподавал тайцзи-цюань в самых разных уголках Китая. Именно он в 1928 году пригласил в Пекин Чэнь Факэ преподавать семейное искусство.

Он написал несколько книг для занимающихся разного уровня. Теория Чэнь Чжаопи отличается большой глубиной, будучи исполненной десятилетиями практики. Им написаны такие труды, как «Наследие тайцзи-цюань школы Чэнь», «Введение в тайцзи-цюань», «Иллюстрированное пособие по тайцзи-цюань школы Чэнь», «Тринадцать теоретических разделов по тайцзи-цюань школы Чэнь».

Считается, что Чэнь Чжаопи разработал форму с двумя прямыми мечами.

Чэнь Чжаопи был высокоморальным, бескорыстным человеком, пользовался заслуженным авторитетом, как в Китае, так и за рубежом. Его учениками являются Чэнь Сяован, Чэнь Чжэнлэй, Ван Сиань, Чжу Таньцай и др.



На настоящее время главой Семьи является Чэнь Сяован.

У Гранд-мастера огромное количество учеников по всему миру. Развитие и распространение тайцзи-цюань Чэньши не прекращается. Это искусство приобрело небывалую популярность, известность и успех.

Тайцзи-цюань Чэньши Санкт-Петербург. Приглашаю на занятия.

Занятия основной группы проходят по понедельникам и четвергам
с 19:00 до 21:00.
Записься в группу можно
по телефону +7 911 9981106 +7 952 3788015
или по эл.почте: dashi@taijiquan-spb.ru

Тайцзи-цюань стиль Чэнь. Приглашаю на тренировки в Санкт-Петербурге. Инструктор - Антон Скурихин. Линия передачи Гранд-мастера Чэнь Сяована. Практика тайцзи-цюань основана на раскрепощении, релаксации и свободе от любого напряжения и неестественности. Тайцзи-цюань доступно человеку любого возраста и физических возможностей без ограничений. Присоединиться к группе и начать заниматься можно в любой момент.
]]>
]]>
]]>
]]>